Robot
Складчик
- #1
[Страдариум] Разбитые статуи. Краткая история иконоборчества в Средние века [Михаил Майзульс]
- Ссылка на картинку

Памятники возводят, памятники сносят
Иконам благоговейно молятся, иконы крушат топорами. Большинство религиозных и политических революций с древности сопровождалось поруганием, разрушением или даже ритуальной «казнью» изображений. Уничтожение — неизбежная изнанка почитания. Какую силу приписывали образам в Средние века и Новое время? Как о них спорили, почему так часто атаковали и как современное политическое иконоборчество связано с древним религиозным?
Чему научитесь:
Встреча 1. Иконоборчество, вандализм, цензура
Существует несколько слов, которыми чаще всего описывают намеренное повреждение или уничтожение изображений. Главные из них — «иконоборчество», «вандализм» и «цензура». Что за ними стоит, когда они появились и как сегодня ученые анализируют «войны» за образы, вокруг образов и против образов?
Встреча 2. Идолы и идолопоклонники
Свергая или уничтожая изображения, их обычно именовали «»идолами». Это слово — ключ к долгой истории иконоборчества: и в период христианизации Римской империи, и позже в Византии, и в Европе времен Реформации. Оно проводит грань между образами, которые считались своими и чужими, истинными и не истинными, божественными и дьявольскими. Как в Средние века представляли и как изображали (древних) идолов? И как это понятие применялось в религиозных спорах?
Встреча 3. Одноглазая Мадонна и трехголовая Троица
Конфликты вокруг образов неизбежно приводят к ключевому вопросу: что можно изображать, а что — нет? Существовала ли в Средние века и раннее Новое время церковная цензура визуального? Создавали ли еретики (от катаров до гуситов) собственные изображения? И можно ли было «нейтрализовать» опасные и неверные образы, их не уничтожая?
Встреча 4. Перевернутые гербы и повешенные портреты
Атаки против изображений не всегда были мотивированы религиозной враждой. Их часто использовали, чтобы с помощью колдовства над фигуркой нанести вред сопернику, уничтожить репутацию рода, из которого вышел купец-мошенник или предатель коммуны, а также чтобы заочно «казнить» преступника, ускользнувшего от правосудия. Эти магические и юридические действа помогают лучше понять политическое иконоборчество Нового времени.
Встреча 5. Реформация и ритуалы насилия
В XVI в. западный мир утратил религиозное единство. По убеждению протестантов, Католическая церковь давно погрязла в идолопоклонстве. По Европе прокатилось несколько волн иконоборчества. Массовое насилие над “истуканами” часто следовало сложным сценариям, в которых огромную роль играла пародия. Как смех стал орудием десакрализации? И как похожие ритуалы в XVIII-XX вв. подхватили революционеры и антиклерикалы — борцы с любыми церквями?
Иконам благоговейно молятся, иконы крушат топорами. Большинство религиозных и политических революций с древности сопровождалось поруганием, разрушением или даже ритуальной «казнью» изображений. Уничтожение — неизбежная изнанка почитания. Какую силу приписывали образам в Средние века и Новое время? Как о них спорили, почему так часто атаковали и как современное политическое иконоборчество связано с древним религиозным?
Чему научитесь:
- Познакомитесь с историей христианских споров о культе образов
- Научитесь читать историю (гибели) искусства в контексте конфликтов, которые разделяют общество
- Разберетесь в том, как были устроены «ритуалы насилия» и лучше поймете современные «войны» вокруг памятников
Встреча 1. Иконоборчество, вандализм, цензура
Существует несколько слов, которыми чаще всего описывают намеренное повреждение или уничтожение изображений. Главные из них — «иконоборчество», «вандализм» и «цензура». Что за ними стоит, когда они появились и как сегодня ученые анализируют «войны» за образы, вокруг образов и против образов?
Встреча 2. Идолы и идолопоклонники
Свергая или уничтожая изображения, их обычно именовали «»идолами». Это слово — ключ к долгой истории иконоборчества: и в период христианизации Римской империи, и позже в Византии, и в Европе времен Реформации. Оно проводит грань между образами, которые считались своими и чужими, истинными и не истинными, божественными и дьявольскими. Как в Средние века представляли и как изображали (древних) идолов? И как это понятие применялось в религиозных спорах?
Встреча 3. Одноглазая Мадонна и трехголовая Троица
Конфликты вокруг образов неизбежно приводят к ключевому вопросу: что можно изображать, а что — нет? Существовала ли в Средние века и раннее Новое время церковная цензура визуального? Создавали ли еретики (от катаров до гуситов) собственные изображения? И можно ли было «нейтрализовать» опасные и неверные образы, их не уничтожая?
Встреча 4. Перевернутые гербы и повешенные портреты
Атаки против изображений не всегда были мотивированы религиозной враждой. Их часто использовали, чтобы с помощью колдовства над фигуркой нанести вред сопернику, уничтожить репутацию рода, из которого вышел купец-мошенник или предатель коммуны, а также чтобы заочно «казнить» преступника, ускользнувшего от правосудия. Эти магические и юридические действа помогают лучше понять политическое иконоборчество Нового времени.
Встреча 5. Реформация и ритуалы насилия
В XVI в. западный мир утратил религиозное единство. По убеждению протестантов, Католическая церковь давно погрязла в идолопоклонстве. По Европе прокатилось несколько волн иконоборчества. Массовое насилие над “истуканами” часто следовало сложным сценариям, в которых огромную роль играла пародия. Как смех стал орудием десакрализации? И как похожие ритуалы в XVIII-XX вв. подхватили революционеры и антиклерикалы — борцы с любыми церквями?
Показать больше
Зарегистрируйтесь
, чтобы посмотреть скрытый контент.